Daraja.ru
Назад

Описание устройства бульдозера Т-130 и его технические характеристики

Опубликовано: 06.06.2014
0
30037
Бульдозер Т-130

Промышленная машина бульдозер Т-130 — все технические характеристики, вес и цена спецтехники интересны многим потребителям. Этот трактор представляет собой технику общего назначения, которая передвигается на гусеницах. Агрегат отличается большой мощностью, по этому параметру он причислен к шестому классу. При стандартной комплектации установка снабжена бульдозерным отвалом.

Серийный выпуск техники начал полвека назад Челябинское предприятие  «ЧТЗ». За два десятилетия конвейер завода покинуло четверть миллиона машин. После этого их производство полностью прекратилось, поскольку было заменено устройством Т-170. Но многие трактора и сейчас  продолжают функционировать.

История создания

В годы, когда американское государство постигла Великая депрессия, их компания из Детройта заключила контракт на строительство тракторного завода, расположенного в Челябинске. Базовой моделью будущего отечественного трактора стал «Катерпиллар-60». Уже в 1933 году с конвейера сошла первая машина, получившая имя «Сталинец-60».

В годы тяжелой ВОВ производственные мощности направили на выпуск САУ и танков КВ, тягачей, перевозящих гаубицы. После войны челябинское предприятие выпускало многофункциональный трактор, знаменитую «сотку». Агрегат побил несколько мировых рекордов. Модификация Т-130 стала прямым потомком прославленной «сотки». Этот бульдозер выпускают серийно до сих пор.

Назначение

Модель Т-130 — широкопрофильная машина. Ее используют, чтобы выполнять следующие действия:

  1. Перемещение грунта.
  2. Засыпка траншей.
  3. Сооружение насыпей.
  4. Мелиорация.
  5. Планировка площадок.
  6. Пахота.
  7. Рыхление грунта.
  8. Расчистка территорий.
  9. Уборка мусора на стройплощадке.
Устройство Т-130
Схема бульдозера Т-130

Технические параметры

Паспортные значения технических характеристик этой техники следующие:

  • скорость — 12 км/ч;
  • клиренс — 0,42 м;
  • ширина колеи — 1,88 м;
  • ширина отвала — 3,2 м;
  • масса (сколько весит с отвалом) — 14,3 т;
  • оказываемое на грунт давление — 0,05 м;
  • размер бака для солярки — 290,0 л;
  • объем резервуара с гидравлической жидкостью для заполнения системы — 100 л;
  • габариты агрегата — 5,19*2,47*3,08 м.
Размеры Т-130
Габариты бульдозера Т-130 и основные технические характеристики

Двигатель

Первые машины этого бренда комплектовались моторами Д-130, но уже в  1981 году их заменили более мощными дизелями Д-160. Их основные преимущества — неприхотливость и гарантированная надежность. При многолетней эксплуатации двигатели демонстрируют вполне стабильную работу, невзирая на экстремальные условия.

Но при сильных морозах механизаторам не удавалось быстро завести механизм. Из-за этого те трактора, которые направляли в северные регионы, комплектовали предпусковой системой обогрева как мотора, так и любых технических жидкостей. Агрегаты демонстрируют четкую работу на солярке любого качества, они способны заводиться на керосине либо газовом конденсате.

Параметры Значения
Мощность 170 кВт
Число цилиндров 4
Объем цилиндров 13,5 л
Диаметр поршня 145 мм
Перемещение поршня 205 мм
Обороты коленчатого вала 1070 об/мин
Создаваемый крутящий момент 1098 Нм
Вес двигателя 1,95 т
Расход топлива 236,3 г/кВт*ч

Трансмиссия

Трактор оснащен механической либо гидромеханической системой трансмиссии с восьмью ступенями. Она имеет постоянно замкнутую для передачи вращения муфту сцепления с четырьмя дисками. Крутящий момент передает КПП с четырьмя валами.

Комплектуется узел бортовым редуктором на две ступени, многодисковыми сухими фрикционами, постоянно находящейся в зацеплении конической  передачей. Наличие четырех валов в КПП позволяет включать восемь передних и четыре задних передачи. Максимальная тяга достигается при скорости 2,6 км/ч, и она имеет значение 128,2 кН.

Управление ходовой частью

Подвеска установки полужесткая, имеет поперечную рессору для балансировки. На изготовление рамы идет 2 штампованные лонжерона, которые объединены с узлом заднего моста. Полотно гусениц соединяет штампованные траки металлическими пальцами.

Ходовая часть Т-130
Устройство ходовой части трактора Т-130

Управление установкой производят, задействовав рычажную систему через комплекс ленточных фрикционов. Для выполнения бульдозером кругового разворота используют поворотную муфту. Она закреплена на задней части моста, через валы соединена с шестернями привода. Применяя ленточный тормоз, закрепленный на поворотной муфте, удается развернуть машину практически на месте, без передвижения.

Кабина

Место оператора расположено в кабине с панорамным остеклением и  усиленным каркасом, что обеспечивает безопасное пребывание человека внутри. Заводские конструкторы грамотно разработали место работы машиниста, скрупулезно продумав местоположение всех приборов и рычагов управления, чтобы оператору было комфортно выполнять поставленные задачи.

Управление двигателем
Система управления двигателем бульдозера Т-130
Управление трактором
Кабина и рычаги управления Т-130

Кресло оснащено удобными регуляторами угла наклона и высоты, что обеспечивает придание такой позы у работника, при которой он испытывает комфорт при работе. Надежная изоляция от попадания внутрь пыли и шума достигнута использованием мягких резиновых уплотнителей. Помещение благодаря системе отопления быстро нагревается при морозах.

Заправочные резервуары

Паспортные сведения об объеме заправочных резервуаров приведены в таблице:

Бак для солярки 290 л
Охладительная система 60 л
Система смазки 32 л
Картеры бортовых редукторов 24 л
Система гидравлики 100 л

Навесные приспособления

Комплект навесных приспособлений на тракторе гидравлический, раздельно-агрегатный. Он предназначен, чтобы выполнять необходимые работы, используя два варианта навесного оборудования: заднее с передним (маятниковое либо жесткое исполнение). Гидравлическая система раздельно-агрегатного типа обслуживает функционирование прицепного или навесного приспособления.

К передней навеске крепят бульдозерный отвал одного из двух видов (шириной 2,5 либо 3,2 м). К задней навеске фиксируют различные корчеватели или рыхлители, системы для забивки свай либо укладки труб, оборудование, позволяющее перемещать лес. Позитивно себя зарекомендовал чистый вариант Т-130 при работах в поле: им удобно вспахивать целинные, ранее не обрабатываемые земли.

Отвал Т-130

Машины по желанию покупателя комплектуют любым из возможных навесных приспособлений: прямым либо полусферическим отвалом, рыхлителем с одним или несколькими зубьями. Паспортные параметры навесного оборудования сведены в таблицу:

Вариант исполнения ковша Полусферический Прямой
Способ перемены угла поперечного перекоса и резания гидравлический вместе с винтовым раскосы
Ширина ковша 3,31 м 3,42 м
Объем призмы 4,75 куб. м 4,28 куб. м
Высота ковша 1,31 м
Высота подъема 1,02 м
Допустимое заглубление 0,44 м
Разрешенный перекос 0,63 (10°)
Предел изменения угла резания 10°
Вес отвала 2,313 т 2,24 т

Параметры рыхлителей:

Вариант Однозубый Многозубый
Максимальное число зубьев 1 3
Число вертикальных положений зубьев 3
Допустимое заглубление 0,65 м
Угол рыхления 45° с коротким наконечником;

30° с длинным наконечником

Вес 1,555 т 2,245 т

Скачать документЗдесь можно скачать инструкцию по эксплуатации Т-130.

 

Преимущества и недостатки

К числу преимуществ спецтехники Т-130 пользователи относят следующие характеристики:

  1. Солидная производительность.
  2. Многофункциональность.
  3. Высокая степень надежности.
  4. Простота конструкции.
  5. Хорошее тяговое усилие.
  6. Простой ремонт, доступные запчасти, продолжительный ресурс эксплуатации.
  7. Приемлемая стоимость.
Электрооборудование Т-130
Электрическая схема бульдозера Т-130

Однако присущи трактору и определенные недостатки. Машину достаточно сложно заводить при сильном морозе, если она не укомплектована предпусковым нагревателем. Силовое оборудование вызывает слишком громкий уровень вибрации и шума. Установка поворачивает рывками,  нередко появляются следы воды в масле.

У бульдозера нередко ломаются бортовые фрикционы и водители не могут понять, по какой причине пропала задняя передача. Также к числу отрицательных качеств стоит причислить большой вес этого трактора.

Комплектация

Машина Т-130, кроме традиционного бульдозерного отвала, по желанию заказчиков комплектуется иными типами навесных приспособлений:

  • трубоукладчик;
  • рыхлитель;
  • сваебойная установка;
  • корчеватель пней;
  • кабелеукладчик;
  • тяговая лебедка;
  • лесозаготовительное устройство;
  • сварочный аппарат.

Стоимость

Купить сейчас новый бульдозер этой модификации невозможно, поскольку его выпуск прекращен три десятилетия назад. Но вторичный рынок предлагает широкий выбор такой спецтехники, бывшей в эксплуатации.

Ряд бульдозеров

Подержанная машина обойдется нуждающемуся потребителю примерно в 300–450 тысяч российских рублей. На конечную стоимость влияет объем наработанных моточасов, эксплуатационное состояние и год выпуска агрегата.

Аналоги

Когда речь идет об аналогах отечественного бульдозера этой модификации, то наличие их на просторах нашего государства достаточное. Наиболее приближенные технические показатели присущи трем моделям: ТМ-10, Caterpillar D6R и Б10М. Для них характерны следующие параметры:

Марка Вес, т Паспортная мощность силового агрегата, л.с Заявленный расход топлива, г/кВт*ч Заправочный бак для солярки, л
ТМ-10 18,5 180 213 300
Caterpillar D6R 18,2 175 215 420
Б10М 15,3 190 218 320

Но именно модель ЧТЗ-130 стала наиболее ярким и емким представителем нашего отечественного машиностроения, поскольку впитала весь высокий производственный потенциал промышленности СССР, конструкторский гений советских инженеров.

Видео: бульдозер Т-130.

Отзывы

Немало пользователей ЧТЗ-130 делятся опытом эксплуатации этой техники. Они оставляют на специализированных форумах отзывы владельцев бульдозера, освещая особенности машины и ее качество. Если синтезировать эти записи, получится следующее резюме, характеризующее агрегат с точки зрения потребителя:

  1. Установка удобна наличием в торговых сетях запасных частей, поэтому ее ремонт не слишком сложен.
  2. Агрегат практически не вызывает проблем при заправке его даже некачественным отечественным дизтопливом.
  3. Технические характеристики этой модели трактора позволяют использовать ее эффективно в строительной либо ресурсодобывающей сфере промышленности.
  4. Машина имеет просторную кабину, водитель способен хорошо просматривать рабочую зону. Корпус снабжен приборами освещения, которых достаточно для хорошей видимости ночью либо в условиях плохой погоды.
  5. Недостатками практически все потребители называют слабую КПП, которая только ухудшает у машины управляемость, серьезно снижая ее общий КПД.
  6. Вес бульдозера довольно значительный, аналогично пользователи отзываются и о комплектующих деталях. Из-за этого без применения подъемных приспособлений появляется достаточно проблем при попытке заменить узлы ходовой системы либо силового оборудования.
  7. Немаловажной проблемой силовой установки признают ее невозможность долго работать вхолостую. Когда двигатель длительный период «тарахтит» на холостом ходу, турбина вскоре начинает пропускать из себя масло, поэтому ломается. Причина в практическом отсутствии поступления в мотор масла, необходимого для смазки поршней. Турбина функционирует без масла, увеличивается износ ее деталей, что провоцирует поломку.
  8. Также в числе существенных недостатков называют болтовое гусеничных башмаков. Крепеж периодически ослабляется, из-за чего требуется постоянно его контролировать, проверять целостность башмаков, подтягивать их.
  9. Во времена Советского Союза эксплуатировать трактор было одно удовольствие, поскольку солярка почти ничего не стоила. Совсем иная ситуация сейчас, когда дизтопливо весьма дорогое. Из-за этого современные владельцы техники отмечают большую производительность этой машины, но и ее высокий расход горючего. Необходимо для рентабельности использования агрегата обеспечивать его значительными объемами работ. Когда сравнить эту модель с ДТ-75, сразу бросается в глаза, что Т-130 намного производительнее и эффективнее, зато дизельного топлива потребляет вдвое больше. Из-за этого использовать его нужно на крупных строительных объектах: при сооружении дамб, очистке больших площадок, создании дорожных развязок, прокладке технологических трубопроводов.

Трактор отличается отменными техническими параметрами, благодаря чему он даже сейчас успешно эксплуатируется во многих коммунальных хозяйствах и строительных организациях.

Автор:
Постольник Леонид
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.

Для любых предложений по сайту: [email protected]