Характеристика поэтапного формирования умственных действий

Технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)

Библиотека » Советская психология » Теория Гальперина. Гальперин, Петр Яковлевич — советский психолог, известный своей концепцией поэтапного формирования умственных действий, которая была изложена в монографии «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий» Одной из центральных психологических проблем Гальперин считал проблему психологического различия между орудием у человека и средством у животных. В истинном отношении субъекта и орудия на первый план выступает такой вопрос: что представляет собой эта вещь-средство для того, кто ее берет?

Шкала поэтапного формирования

Татьяна Скрягина Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. Тема работы является актуальной, поскольку поэтапное формирование умственных действий - психолого-педагогическая концепция, выдвинутая впервые П. Гальпериным, речь в которой идет о закономерностях прижизненного формирования конкретных элементов психической жизни человека, к которым относят умственные идеальные действия , образы и понятия. Данная концепция в широком ее понимании состоит из четырех взаимосвязанных частей : учения об ориентировочной деятельности как сущностной характеристике психики и предмете психологии; учения об эволюции человеческой психики, филогенезе, антропогенезе и онтогенезе как составных частях эволюционного процесса; учения о формировании умственной деятельности человека; учения о видах и формах психической ориентировочной деятельности. А в узком, собственном, смысле является детально разработанной системой положений о механизмах и условиях сложных многоплановых изменений, которые связаны с образованием у человека новых образов, действий и понятий , что важно в современной педагогике.

О формировании умственных действий и понятий
Формирование умственных действий: этапы и примеры
Вы точно человек?
Педагогика
Теория умственных действий Гальперина
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

Названия этапов даны в соответствии с уровнем формой выполнения формируемого действия. В е гг. Гальперин поставил психологическую проблему исследования того, как предметные действия становятся умственными , и выдвинул гипотезу поэтапного формирования умственных действий, согласно которой психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план восприятия , представлений и понятий Гальперин. Процесс перехода осуществляется поэтапно; изначально на основе ряда экспериментальных исследований, проведённых на разном материале, на детях разных возрастов, нормальных и умственно отсталых, процесс формирования умственного действия представлялся Гальперину как состоящий из пяти основных этапов ; ; ; ; 1 ; Гальперин писал: «Шкала поэтапного формирования намечает последовательные уровни, позволяющие строить действие, начиная с ориентировочной основы, через материальную или материализованную форму, затем в громкой речи без предметов, во "внешней речи про себя" и, наконец, в собственно "внутренней речи". В этих последовательных формах предметное действие всё более усваивается, становится нашим внутренним достоянием и при этом, вследствие отработки по другим параметрам, приобретает желаемые свойства» Исследования мышления

Теория умственных действий Гальперина | Блог 4brain
Педагогика - Теория поэтапного формирования умственных действий
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий — Википедия
Формирование умственных действий: этапы и примеры
Технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)
Теория поэтапного формирования умственных действий. П.Я. Гальперин ()
Персональный сайт - Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина
Шкала поэтапного формирования. Большая российская энциклопедия

Гальпериным в х —х гг. Теория П. Гальперина представляет собой систему взглядов, которая включает учение о предмете психологии и объективной необходимости психики , об эволюции психики, о формировании умственной деятельности человека, о видах и формах ориентировочной деятельности , а также концепцию планомерно-поэтапного формирования умственных действия и понятий ТПФ в собственном смысле слова в качестве её составной части А. При определении предмета и метода научного исследования П. Гальперин исходит из того, что «…подлинная действительность психической жизни — это ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий.

Похожие статьи